Международное объединение поставщиков 
натуральной экопродукции «Экокластер»
Прием заказов (Пн.-Пт., 10:00-18:00) и
Бронирование гостиницы по телефону:
+7 (495) 150-34-26
3850





Facebook Вконтакте
Twitter Youtube

Экотрадиции

,Первым царем-экологом на Руси был Петр I, который издал указ об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев». Нарушение строгих царских запретов каралось смертной казнью.

Сегодня повышенный интерес к экологическим вопросам заставляет людей обращаться к нашим российским традициям. Ведь раньше каждый регион России обладал своей собственной, присущей только ему культурой традиционного экопроизводства.

Российские экопродукты славились на весь мир: зерно, вологодское масло, крымские вина, мед, икра, рыба и многое другое.

Изучая деятельность наших предков, необходимо познавать элементы экологической культуры прошлого и становиться более внимательным к окружающему миру сегодня. Мы уверены, что информированность молодежи о нашей экологической истории станет основой становления современных экологических традиций и экокультуры в России. А это позволит многим молодым людям осознать неразрывную связь: «Я – частичка моего народа», «Я – частичка российской природы», «Экология – это Я».

Знакомство с традиционным экологическим наследием позволило нам выявить очень интересные ценности, таящиеся в российской экокультуре. Если мы успешно будем извлекать уроки из отечественных традиций, то станем ведущей нацией в мире – ведь в России больше всего природных ресурсов.

Следовательно, сейчас необходим новый подход к сохранению российской экокультуры, нужны масштабные действия по ее популяризации.

Если мы посмотрим на существующий в мире экологический календарь, то заметим, что большинство дат в нем зародились в Западной Европе или США. Это не только День Земли (22 апреля), но и День птиц (1 апреля), и День охраны окружающей среды или день Эколога (5 июня), и День биологического разнообразия (22 мая), и День Воды (22 марта) и многие другие.

Между тем в российской экокультуре есть собственные аналоги подобных праздников – к сожалению, давно забытые. Но мы хотим помочь быстрее возродить их – с тем, чтобы использовать для популяризации нашего экологического наследия.

Обладание этой информацией, безусловно, поможет передать нашим детям и внукам тот дух бережного отношения людей к природе, который существовал в давние времена на Руси.

Вот некоторые любопытные российские исторические даты.

РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ (7–19 января по новому стилю)

m

От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц в России было запрещено – большой грех. По поверью с охотником могло случиться несчастье. В наши дни этот период можно посвятить пропаганде гуманного отношения к животным, а также антиохотничьим или антибраконьерским акциям.

СВЯТОЙ ТРИФОН, ДЕНЬ СОКОЛЬНИКА ИЛИ МЫШИНЫЙ ДЕНЬ (14 февраля)

Из века в век русские сокольники почитают Святого Трифона своим покровителем и обращаются к нему в минуты радости и горя. Так что этот день всегда был праздником любителей хищных птиц и сокольников, т. е. охотников с ловчими птицами.

Святой Только на Руси и только с XIV века Святой Трифон стал изображаться на иконах с соколом на правой руке – это единственный святой, которого всегда пишут с птицей.

2

С юных лет Господь даровал святому мученику Трифону силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.

Вот и мышиное племя в течение зимы наносило такой урон крестьянским закромам, что, когда приходил урочный день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков. Этот день выпадал под конец зимы, когда обнаруживалась заметная убыль в хлебных запасах.

Почему день гибели святого мученика Трифона назвали «мышиным днем» – неизвестно. Никому никогда не удавалось полностью истребить домашних грызунов. Мыши так и оставались привычными спутниками крестьянского бытия.

В общем, в любой крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости – до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь раз в году. Мыши и крысы играют большую роль в экосистемах и хозяйстве человека, заслуживая специального дня, когда о них можно подробно рассказать нашим детям.

ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (9 марта)

c

День Обретения приносил первые вести о приближении весны. Этот день крестьяне увязывали с поведением птиц. Особенно ждали возвращения скворцов, поправляли старые скворечники, мастерили новые.

Старались помочь и синицам – устраивали под окнами птичьи кормушки. Этот день удобен для проведения Дня птиц тем, что можно довольно рано развешивать синичники и скворечники, до начала гнездования птиц. Поэтому большая вероятность, что они будут заняты именно синицами и скворцами, а не воробьями.

Кстати, традиционный деревянный скворечник – чисто русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины позапрошлого века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же европейцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления своих деликатесов.

ЕВДОКИЯ (АВДОТЬЯ)-ПЛЮЩИХА (14 марта)

n

Снег на полях оседал, «плющился», образовывался наст. Какова Евдокия, таково и лето. Если грач прилетел до 14 марта – быть лету мокрому. По приметам, на Евдокию сурок просыпается и свищет. Это первый признак весны. Вот вам и русский аналог известного американского праздника «День сурка»! Правда, в это время в средней полосе России сурки обычно еще спят.

Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки.

В прежние времена день Евдокии считался последним днем, когда разрешались рубки леса: «Рубке леса запрет для того, что тут в соку он бывает». А нынче рубят и весной, и летом… Именно на Евдокию можно проводить День защиты Леса.

ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК (17 марта)

m

По приметам, именно в этот день прилетает первая весенняя птица – грач. Действительно, обычно на середину марта приходится массовый прилет грачей. «Увидел грача – весну встречай», «Грач зиму расклевал» – говорили раньше. На Герасима-грачевника в русских печах пекли хлеба в виде грачей.

Грачи – первые спутники и помощники пахаря. Землепашцы с удовлетворением отмечали грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. тучно кормится на свежей пашне, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За сбережение будущих посевов и почитали крестьяне эту птицу.

МАРТЫН-ЛИСОГОН (27 апреля)

Охотники выходили в этот день на «лисование» – устраивали гон на лис с борзыми или псовыми собаками. Оттого и назвали день памяти святого Мартина «Мартыном-лисогоном». Примечено было, что «на Мартына ворон купает и отпускает детей в отдел» (т. е. отделяет птенцов). В средней полосе России примерно в этот период покидают гнезда самые первые птенцы воронов (раньше, чем любые другие наши птицы).

Это связано с тем, что вылупляются они в то время, когда сходит снег и обнажается падаль, – трупы погибших за зиму животных, которыми вороны и выкармливают потомство. Ворон считался полезной, но недоброй птицей, соседство с ним было нежелательным. Причина тому – черная окраска птицы и ее суровый, мрачный характер. Кстати, и имя Мартын связано с птичьим миром – «мартыном» называли чайку.

С Мартынова дня в южных губерниях России выезжали в поле – начинались ранняя вспашка, боронование зяби, сев ранних хлебов.

ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК (30 апреля)

hy

Этот день можно отмечать как День русской пчелы или День пчеловода.

Пчелу называли «божьей угодницей», которая «трудится людям на потребу, Богу на угоду». Неутомимые медоносные работницы особо чтились крестьянами. Пчел оберегали, искусство разведения пчел высоко ценилось на Руси.

И, конечно, пчела-труженица нуждалась в постоянном небесном покровительстве, как всякая живность в крестьянском хозяйстве. Попечителем над пчелами русские крестьяне избрали святого Зосиму, игумена Соловецкого и основателя одноименного монастыря. Его имя появилось в поговорках и приметах, связанных с пчелами, например: «Рой роится – Зосима веселится». Зосима, основав монастырь, заботился о хозяйственном обустройстве обители.

Он был одним из практиков, разводивших пчел на северных островах российской окраины. Мед был одним из основных продуктов питания монахов и отшельников.


ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, ЕГОРЬЕВ ИЛИ ЮРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая)

i

Юрьев день считался праздником пастухов. В этот день крестьяне впервые выгоняли скотину на луга после зимы. Перед выгоном на зазеленевшие луга, в деревнях и селах всем миром чествовали пастухов – кормили, одаривали одеждой и предметами обихода. Накануне вечером по дворам колядовали – «скликали» Егория.

На всех иконах Георгий Победоносец изображен вооруженным всадником на белом коне. Егорий считался первым покровителем лошадей. В этот день их чистили, купали, кропили святой водой. Лошадь была выше всех почитаемых и ценимых животных в каждом крестьянском дворе.

Святой Георгий воспринимался не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей («Всяк зверь у Егория под рукой»).

С днем 6 мая связывался также и прилет ласточек.

Ласточка, или, как ее еще издревле называли, касатка, у славян почиталась наряду с сизым голубем как любимая Богом птица. Гнезда ласточки разорять было нельзя. Существовала примета «кто разорит гнездо ласточки, у того высыпят веснушки».

Верили, что обиженная людьми ласточка может им отомстить. Те дома, где касатки лепили свои гнезда, слыли счастливыми: «Под которой кровлей голуби и ласточки водятся, та не горит». У крестьян считалось, что если ласточки исчезают из какой-то местности, то это грозит людям бедами. Поэтому крестьяне издавна прибивали на стенах дома специальные планки для их гнезд.

По белорусской легенде ласточка, пытаясь облегчить страдания Христа, утаскивала гвозди и силилась снять с его головы терновый венец. По мусульманским поверьям, ласточка поет суры из Корана. Деревенская ласточка выбрана национальным символом Эстонии. «Касатка», как и «ласточка», нередко звучит как ласкательное обращение к близким людям, еще раз свидетельствует о том, как тепло и трепетно относится русский человек к этойптице.

МАРКОВ ДЕНЬ (9 мая)

На Марка завершив дела в поле, любители певчих птиц отдавались в эти дни своей страсти: ловле пернатых певцов. Раньше в это время начиналась охота на птиц с сетями и силками. Птицеловство во многих губерниях России было распространенным промыслом у крестьян. Певчих птиц ловили на продажу – на них всюду в городах был большой спрос, особенно в Москве.

В день святого апостола и евангелиста Марка открывался сезон ловли чижей. Своеобразный День любителей певчих птиц.Сезон отлова певчих птиц был коротким и быстро заканчивался, так как птицы начиналистроить свои гнезда и отлавливать их после этого срока было запрещено.


БОРИС И ГЛЕБ – СЕЯТЕЛИ, ИЛИ СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ (15 мая)

i

В День Бориса и Глеба начинали сеять на полях овощные культуры. Иногда этот день называли соловьиным, потому что именно с Бориса и Глеба по народному календарю начинают петь соловьи.

На самом деле они начинают петь раньше, но из-за смещения дат этот день отмечается 15 мая. Следует учесть, что при переходе со старого стиля на новый передвинулся сам день с его названием и ранее приписанными ему свойствами, но сроки природных явлений по существу остались прежними. В этот день можно проводить праздник соловья и рассказывать детям об этой прекрасной певчей птичке.

Не обязательно ловить большеглазого певца – выйдите вечером к кустарникам у реки, на опушке, в парке и послушайте его чудесные трели.

 

АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ (23 мая)

i

На христианской Руси апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зеленым покровом земли. В день памяти апостола Симона земля была именинницей, и пахота считалась большим грехом. В этот день даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить покой земли.

Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. Крестьяне впервые выходили на луга собирать лекарственные травы. Вот вам и День Земли, и День ботаника!

ТРОИЦА (24 мая – 26 июня)

i

Троицкому воскресенью, основному дню праздника, предшествовал «Семик». Назывался он так потому, что отмечался в седьмую неделю после Пасхи, в четверг. В дни Семика славился зеленый лес, окружающий нас.

Семик называли «зелеными святками» – так он был наполнен разнообразными обрядами, подобно рождественским святкам (заламливали березку, «крестили» кукушку, кумились).

В день Троицы храмы украшали зеленью. Люди направлялись к обедне с букетами полевых цветов, зелеными ветвями берез. Цветами и свежескошенной травой украшались горницы. Крестьяне срубали мешавшие побеги молодых берез на полях, приносили их домой, наряжали лентами и ставили в переднем углу, как новогодние елки.

ИВАН – МЕДВЯНЫЕ РОСЫ (7 июня)

Росы способствовали развитию мощного травостоя на лугах. Поэтому в пору медвяных рос повсюду развертывалась косовица трав на сено. Но исстари было замечено, что к этому дню на зеленой растительности всюду появлялась липкая роса со сладким «медвяным» привкусом.

Она иногда губила растения, будущий урожай. Когда появлялась медвяная роса, это воспринималось, как сущее бедствие, божий гнев или дьявольское наущение. Крестьяне были бессильны перед этой напастью и обращались к Иоанну Крестителю, просили его заступничества.

Уже в старину пытались бороться с вредителями с помощью безвредных биологических методов защиты растений– опрыскивали растения отварами трав, осыпали золой в сопровождении заклинаний и заговоров.

МЕФОДИЙ ПАТАРСКИЙ, МЕФОДИЙ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК (3 июля)

i

На Мефодия устраивали праздник перепелятников. С этого дня охотники живут в предвкушении скорой легкой охоты на перепелов. Перепелов ловили не столько как изысканную дичь на стол для гурманов, сколько как певчих птиц.

В этот день перепелиные охотники с вечера залегали в поле и, затаившись, лежали до утренней зари, а на заре начинали манить птиц специальными дудочками. Перепела летели на звуки и попадали в сети. Наиболее интересной считалась охота на перепелов с помощью собаки и прирученного сокола. Нефедов день всегда был уловистым, и охотники, вернувшись с видной добычей, устраивали праздничную трапезу.

Этот день можно посвятить пропаганде охраны перепела – самой маленькой дикой курочки.

АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА (6 июля)

Канун праздника Ивана Купалы, Ивановой ночи. День Аграфены Купальницы как бы сливается с Ивановым днем, и они издревле составляют единый обрядовый праздник. В день Аграфены крестьянские девушки на заре «окроплялись росою» – обнаженными пробегали по высокой росистой траве на ближайшем лугу.

По поверьям, «Аграфенина роса» укрепляла здоровье и плодоносную силу женщины. После утренней службы в церкви женщины отправлялись в лес в поисках целебных трав, набиравших к этому дню наивысшую зрелость.

Искали преимущественно купальницу – довольно редкое растение из семейства лютиковых. Торжественно открывалось первое купание в «вольной» воде рек и озер. Обычно баня перед сном с веником из целебных трав устраивалась непременно. Праздник был наполнен добрыми чувствами, всеобщей благодатью и добросердечием.

ИВАН КУПАЛА (7 июля)

i

Это день Рождества Иоанна Крестителя. В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Вода приобретала чудодейственные свойства, которые очищали тело от всякой скверны.

В дни Ивана Купалы особыми обрядами чествовали солнце – древнего Ярилу. С вечера 6 июля в ночь под Ивана Купалу девушки и парни водили хороводы, жгли костры и прыгали через огонь, очищаясь от «худых напастей».

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Иванов день пришел – траву собирать пошел. Этот день особенно должны праздновать сборщики трав, народные целители и фармацевты.

В этот день девушки бродили по лесу и собирали целебные травы. Некоторые пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы Иван-да-Марья. Те, кто храбрее, глухой ночью искали в дебрях легендарный цветок папоротника.

По поверьям, папоротник цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его и устоит против призраков, охраняющих цветок, тот обретет вечное счастье.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ПРЕОБРАЖЕНИЕ (19 августа)

i

Это День яблока. Люди угощают друг друга этими плодами. Считалось за грех есть яблоки до Второго Спаса.

Люди готовились к встрече осени. С песнями провожали закат солнца в поле. В некоторых местах справляли «Горохов день» – шли на гороховое поле и угощали друг друга.

После этого дня начиналась подготовка к отлету журавлей – «Кто как хочет, а журавль со Спаса». В эти дни журавли начинают вылетать на поля кормиться – нагуливать силы перед отлетом.

Такие предотлетные скопления журавлей можно было видеть на полях, расположенных около больших лесов и болот до конца сентября. Местами собирались сотни птиц, которые разгуливали по убранным полям и озимым, собирая падалицу и различных мелких животных. Ловить их никому не разрешалось.

АПОСТОЛ ТИТ (7 сентября)

l

Грибной День. В хозяйственных делах российского крестьянина апостол Тит получил назначение соответственно заботам, выпадавшим в это время года: «Святой Тит последний гриб растит». Православный христианин в течение года постится в общей сложности около двухсот дней.

И грибы справедливо считались «растительным мясом» – заменой мясу натуральному. В грибной сезон на грибную охоту устремлялись тысячи ее любителей. «Не поклоняясь до земли – и грибка не подымешь». Опытные грибники обучали несведущих: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут», без надобности ядовитые грибы не уничтожали, а оставляли их зверям.

Без знающих наставников и поныне в лесу нечего делать. К грибному дню сельские умельцы старались наплести из ивы и лыка кузовков и лукошек – «лыковый промысел» приносил в то время очень хороший доход.

Славились специалисты – грибонизы, умевшие правильно сушить грибы, грибосолы и грибовары умевшие правильно их засаливать в дубовых бочках. Наготовив грибов на зиму, крестьяне удовлетворенно говорили: «Коли грибовно, так и хлебовно». Всякое грибное лето относили к милости апостола Тита.

НИКИТА-ГУСЕПРОЛЕТ, ГУСАРЬ (28 сентября)

«С Никитина дня вся лесная нечисть мертвым сном засыпает, а с ней заодно засыпают и гады земные» – говаривали в старину.С этого дняначинали срезать репу, забивать домашних гусей и уток. А дикие гуси улетали из наших земель восвояси на зимовье. «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат».В эти дни былпраздник гусятников – охотников на диких гусей.

На сельских и городских площадях устраивали гусиные бои – для подобных зрелищ в России даже вывели особую породу бойцовых гусей. Их разводили в Подмосковье и верхневолжских губерниях. О победителях и их владельцах даже писали газеты. День Гуся можно посвятить пропаганде охраны гусей, пролетающих через наш край.

ПЕТР-ПАВЕЛ-РЯБИННИКИ, ДЕНЬ РЯБИНЫ (23 сентября)

i

В этот день крестьяне срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Сбор рябины превращался в большое праздничное событие. Рябина издревле наделена образными и нежными поэтическими свойствами, она воспета в десятках народных песен.

Использовали рябину для компотов и приготовления целебного кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд.

Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусте – дроздам-рябинникам, снегирям, свиристелям и всякой другой птице. К этому дню можно приурочить заготовку кормов для зимующих в лесу птиц.

ДЕНЬ ЗИНОВИЯ (12 ноября)

День Зиновия называли в старые времена охотничьим праздником. Он стал первым днем псовой охоты. Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал, что псовую охоту на зайцев на Руси ввел великий князь Василий III, отец Ивана Грозного.

А до того собак никогда не использовали на охоте, потому что гнушались ими как «нечестивыми тварями». В средней полосе России в этот день обычно выпадала первая пороша, и охотники с борзыми выезжали на травлю зайцев. В первый день охоты не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак.

Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили» – поистине охота пуще неволи! Этот день также можно посвятить гуманному отношению к животным, если это соответствует вашим представлениям об охране природы.

В Сибири и на Дальнем Востоке этот день считался праздником рыбаков – с Зиновия отправлялись на лов красной рыбы. Добрый улов отмечали пирушкой на высоком берегу реки – «на юру». Праздник первого улова так и назывался – «Юровая».

В этот день Зиновия-синичника можно организовать развеску кормушек для птиц. Для этого требуется заранее заготовить корма: нежареные подсолнечные, тыквенные и арбузные семечки, несоленое сало, ягоды. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

ЕГОРИЙ ЗИМНИЙ (9 декабря)

i

Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков. С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам. Хотя волки причиняли немало вреда крестьянскому хозяйству, в народе о волке отзывались снисходительно, а то и с уважением и непременно связывали зависимость волчьего «благополучия» с благосклонностью его покровителя – Егория.

В народных сказках волк чаще всего добрый персонаж. «Волк – Юрова собака». «На то Егорий волку зубы дал, чтобы кормился». Охота на волков обычно тоже начиналась именно с Егорьева дня.

Нынче о «Дне волка» можно говорить лишь как о невозвратном прошлом. Во многих регионах России волки истреблены вчистую, в лесах нет или очень мало дичи, которой он может питаться. Остался волк только в мультсериале «Ну, погоди!» да в полузабытых сказках нашего прекрасного детства.

Участники проекта «Экокластер» учредили специальный знак – «Хранитель экотрадиций», читать здесь подробнее...


This text is replaced by the Flash movie.
Количество зарегистрированных пользователей 9478     Сейчас на сайте 4
Политика безопасности