Международное объединение поставщиков 
натуральной экопродукции «Экокластер»
Прием заказов (Пн.-Пт., 10:00-18:00) и
Бронирование гостиницы по телефону:
+7 (495) 150-34-26
3859





Facebook Вконтакте
Twitter Youtube

С маркировкой "ЭКО". Рынок экологических продуктов питания

1 Сентября 2011

.

Рынок экологических продуктов питания, стремительно развивающийся в Европе и Северной Америке, в России еще только формируется. В числе основных причин такого отставания – отсутствие четких стандартов экопродукции, неготовность производителей к прохождению процедуры сертификации, низкое экологическое сознание россиян.

Фундамент для создания рынка натуральных и экологически безопасных продуктов питания в России есть, считают аналитики. Отмечается растущий интерес российских потребителей к здоровому образу жизни и здоровому питанию. Производители, пытаясь завоевать популярность у потребителя, занять долю рынка, выводят новые актуализированные продукты. Создаются российские органы экологической сертификации, подтверждающие соответствие товара нормам безопасности для здоровья человека. "Растет спрос на добавленную стоимость продукта: повышенное качество, натуральность, обогащенность, – говорит и.о. заместителя директора департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Министерства экономического развития и торговли РФ Артем Шадрин. – Производители ищут возможность позиционировать свои товары как престижные, как товары высшего качества".

"Рынок экопродуктов в России только формируется, – считает начальник отдела аналитической информации холдинга "Талина" Сергей Вершинин. – Но пока он крайне мал в силу того, что для большинства россиян по-прежнему важным фактором выступает цена продукта, а не его экологичность. – К тому же заявления многих производителей об экологичности зачастую не соответствуют действительности, а потребитель в отсутствии информации о европейских стандартах на органические продукты не в силах сделать правильный выбор. При развитии культуры здорового образа жизни в России будет расти и рынок экологических, органических продуктов".

Идентификация понятий. Основным необходимым условием формирования рынка эксперты считают создание единого информационного поля. Недостаточно осведомлены не только потребители, многие производители не имеют точного представления о том, что считать экологическим продуктом, как правильно называть этот продукт и каким стандартам должна соответствовать экопродукция.
"Существует много названий экологических продуктов – "биологический", "эко", "био", "биоорганический", "биодинамический", а также "органический", – говорит директор некоммерческого партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства "Агрософия", заместитель генерального директора компании "Эко-Контроль" Андрей Ходус. – Приоритетными для РФ стали "экологический", "биологический", "эко", "био". Под этим понимается продукция, произведенная в соответствии с определенными экостандартами. В России отсутствие единых определений ведет к заблуждениям. Многие отечественные производители маркируют свою продукцию как экологическую, органическую, биологическую. На рынке представлено немало продуктов с названиями "натуральный", "здоровый", "безопасный", претендующих на позиционирование в сегменте экологические. Например, замороженная рыба под СТМ розничной сети "Органик", или напиток под названием 2bio, за которыми не стоят экостандарты. Такими определениями производители с успехом пользуются для получения конкурентных преимуществ на рынке, не неся перед потребителем каких-либо дополнительных обязательств. С появлением большого количества псевдоэкопродуктов возникает недоверие потребителей. Важно прийти к идентификации понятий, иначе мы рискуем потерять рынок, потерять целую отрасль".

По мнению начальника управления по производству, исследованиям и индустриальному развитию холдинга "Талина" Юрия Черченко, понятие "органик" в нашей стране и в мире неопределенно. "Четких принципов, по которым продукция может называться "органик", на данный момент не существует, – констатирует эксперт. – Есть ряд добровольных ассоциаций, каждая из которых выдает значки типа "эко", "биоконтроль" и т.д., основываясь исключительно на своих умозаключениях".

Как считает к.б.н., эксперт по импортной экологической продукции Рита Медведник, "российский потребитель не знает, что считать экологическим продуктом, а знания могли бы положительно повлиять на его выбор". По словам Риты Медведник, нужно донести до потребителя информацию об основных характеристиках экологического продукта: отсутствие сельскохозяйственной химии при выращивании сырья, ГМО-ингредиентов, щадящая переработка, высокая биологическая насыщенность витаминами, минералами, аминокислотами. "Продукты органик отличает высокая пищевая и биологическая ценность, – объясняет эксперт. – Потребители должны знать, что органик, в отличие от традиционных продуктов, содержат медленные углеводы, усваивающиеся постепенно, поэтому чувство сытости удерживается гораздо дольше. Органик поддерживают и восстанавливают здоровье, в то время как многие традиционные продукты губят".

Определение главного специалиста управления экологической политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Елены Неудохиной менее категорично: экологической считается продукция, не оказывающая негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
На федеральном уровне не существует четко установленного определения, с которым бы все согласились и которое было бы всем понятно", – заключает директор НП "Санкт-Петербургский экологический союз" Инна Анисимова. "Отличием сегмента экологических продуктов от премиального является огромный объем специализированных образовательных мероприятий, который нашей компании приходится ежедневно проводить среди своих клиентов, – говорит коммерческий директор компании "ПКФ Блюз" Виктор Портнов. – Объяснять значение экологических терминов и принципов, на которых основана экосертификация, приходится как представителям оптового звена, так и конечным потребителям. Разумеется, если бы потребители обладали большим объемом знаний об экологических продуктах, работать было бы на порядок проще".
По мнению Артема Шадрина, продвижение единого позиционирования не под силу одной фирме, необходим коллективный бренд, созданный на основе партнерства производителей, научных ведомств, органов контроля качества. В числе условий успешного формирования рынка – разработка игроками четких стандартов экопродукции и механизмов контроля соответствия декларируемым стандартам экобренда.

Экоответственность. Для подтверждения соответствия декларируемого экопродукта и его подлинных свойств необходим механизм контроля. "Формированию рынка с России препятствуют не только низкое экологическое сознание россиян, но и отсутствие стандартов, закрепленных законодательно, отсутствие общего понимания требований к экологическим продуктам, – говорит Инна Анисимова. – Для цивилизованного развития необходимо разработать единые стандарты, учитывающие европейский уровень и отечественные реалии, установить правовое ограничение самодекларации производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение, создать государственную систему признания органов сертификации. В Европе высок уровень экоответственности самих предприятий, у нас пока необходима работа органов обязательного контроля". По словам Артема Шадрина, такой механизм должны создать отраслевые союзы, предприятия и организации, которые возьмут на себя функцию сертификации и контроля.

По материалам сайта Санкт-Петербургского экологического союза http://www.ecounion.ru/

 


Возврат к списку



This text is replaced by the Flash movie.
Количество зарегистрированных пользователей 14287     Сейчас на сайте 1
Политика безопасности