Международное объединение поставщиков 
натуральной экопродукции «Экокластер»
Прием заказов (Пн.-Пт., 10:00-18:00) и
Бронирование гостиницы по телефону:
+7 (495) 150-34-26
3859





Facebook Вконтакте
Twitter Youtube

О преимуществах развития производства конкурентоспособной экологически чистой и безопасной продукции

5 Сентября 2011

mМетлицкий Федор ФедоровичСопредседатель Оргкомитета по формированию рынка экологически безопасных товаров и технологий, президент Международного экологического фонда

В связи с «очищением» и оздоровлением рынка оказывается своевременным развитие сегмента конкурентоспособной отечественной экологически чистой (натуральной) и безопасной продукции и технологий. На наш взгляд, это одно из важных инновационных направлений в экономике страны.

В странах мира развитие рынка экологически безопасных товаров и технологий является одним из самых перспективных направлений обеспечения качества и конкурентоспособности товаров.

Западный рынок экологически чистых продуктов питания растет и развивается более тридцати лет. Мировой объем рынка в 2003 году составил $28 млрд. В настоящее время доля экологически безопасных товаров уже достигла 3% в мировом товарообороте с тенденцией к увеличению с каждым годом.
Страны Европейского Союза установили дополнительные меры поддержки предприятий, занимающихся производством экологически чистых продуктов. Эти меры предусмотрены на разных уровнях - общеевропейском, государственном и муниципальном. К ним относятся дотации и субсидии. Кроме того, государство оказывает помощь в проведении научных исследований, в том числе в области экологического сельского хозяйства, развития экологического семеноводства и выведения новых пород животных.

В России это направление до сих пор не развито, в большинстве регионов экологическая обстановка весьма неоднородна. Наряду с катастрофически загрязнёнными территориями существуют районы, где экологические показатели находятся в норме. Есть проблемы, связанные с сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель, изношенностью основных фондов, с качеством товаров на потребительском рынке.

Экологические вопросы в регионах России, на предприятиях до последнего времени не были приоритетными. Бизнес настроен на получение прибыли. Сегодня модернизация предприятий на порядок дороже платы за загрязнения. Уровень многих предприятий регионов не позволяет быстро снизить воздействие на экологию до допустимых показателей. В основном оценка негативного воздействия идет по гигиеническим нормам, а не экологическим, которые должны быть более жесткими. Вопросы производства и реализации экологически чистой и безопасной продукции и технологий не выделены и размываются в разных государственных программах.

Правительство в настоящее время создает ряд законодательных актов, могущих улучшить положение производителей экологически безопасных товаров и технологий.

До сих пор не разработан регламент «Об экологической безопасности», в котором учитывались бы экологические требования к качеству товаров. Не решены вопросы экологической сертификации и маркирования, чтобы покупатель мог иметь авторитетное подтверждение экологической безопасности своей продукции. Экологическая маркировка, проводимая общественными организациями, не предусматривает каких-то санкций для недобросовестных производителей. Это приводит к тому, что некоторые производители завышают цены на свою продукцию, не имея на это никаких  оснований.

К сожалению, сейчас в нашей стране нет порядка с применением  генетически модифицированных компонентов (ГМО). В декабре 2004 года был принят соответствующий закон, предписывающий указывать в  маркировке о наличии или отсутствии ГМО. С 1 июля 2005 г. вступил в силу ГОСТ, регламентирующий внешний вид этой маркировки. Но производители до сих пор уверены, что исполнение этого ГОСТа носит рекомендательный, а не обязательный характер, и не выполняют его. Поскольку санкций в отношении нарушителей нет, генетически модифицированный соевый белок смело подмешивают как в колбасу, так и в детские смеси, не указывая при этом реальный состав продукта. Тем самым грубейшим образом нарушается право людей на достоверную информацию о рисках и угрозах для здоровья.

Правительство слабо работает над вопросами внедрения законодательных актов. В письме к нам Минэкономразвития России сказано: «Изменение структуры потребления в сторону качественных, экологически чистых продуктов в рыночных условиях инициирует рост предложения товаров даже при отсутствии государственной поддержки».

Предприниматели не видят преимуществ в признании их продукции экологически чистой и безопасной, или даже не знают, что работают в русле этой мировой тенденции. Интересы российских экопроизводителей защищены недостаточно. Отсутствие поддержки не дает им возможности развивать производство и реализацию своей продукции, просто выживать, ибо рынки захватывают крупные сетевые структуры и корпорации. Производители говорят: мы не можем поставлять свою продукцию в сети, потому что сеть у нас ее не берет. Замкнутый круг. Почему это происходит? Сети предлагают взять такую продукцию на своих условиях, не удовлетворяющих наших производителей, затраты которых на производство чистой продукции зачастую выше, чем в других хозяйствах. Существует огромное число личных хозяйств, которые хотели бы производить натуральную продукцию, включиться в рынок. Это – 54 млн. семей, владельцы приусадебных хозяйств, садоводы, огородники, дачники, фермеры, имеющие земельные паи. В стране 38% мировых черноземов, океан травы. Можно за три года завалить страну экологически чистой едой. Только при условии: землю в собственность, свободный рынок сбыта и дешевые кредиты. Но инициатива задавлена. Сохраняются непреодолимые преграды в раздаче земли в собственность. Соотношение цены сдачи молока и цены в магазине: 5 и 40! Очень трудно составлять бизнес-планы, на многих страницах, предлагаемые банками. Сельхозкредитные кооперативы с ними не работают.

Потребитель не знает экологическую продукцию, в том числе, где ее купить. При полной неразберихе с определениями экологических продуктов, он запутывается, не разбирается в критериях, отличающих экологический продукт от обычного. Потребитель не доверяет производителю. Почему обеспеченные граждане приходят в «Стокман», «Седьмой континент», «Азбука вкуса», в принципе обычные магазины? Там он уже привык к более высокому качеству, знает, что там салат свежий.
Страна обладает колоссальными потенциальными возможностями. В отличие от многих стран Россия смогла сохранить чистые угодья и источники чистого сырья, оригинальные технологии. Это огромный, большей частью еще не выявленный, рынок натуральной и безопасной продукции, производимой предприятиями практически во всех регионах. Это и лучшая в мире минеральная вода Кавказа и других регионов, и мясомолочная продукция районов Сибири, и алтайский горный мед, и лучшие биологически активные добавки – результат многолетних исследований ученых, и мебель из карельской березы с клеем натурального происхождения, и многое другое.

Чтобы сохранить и развивать это направление, в настоящее время требуется поддержка государства.

Было бы целесообразно:
- Поддержать развитие рынка экологически чистой и безопасной продукции и технологий, наиболее конкурентоспособной, содействующей развитию инновационных технологий и повышающей моральный климат бизнеса;
- Рассмотреть вопрос о создании инновационного проекта «Формирование рынка экологически безопасной продукции товаров и технологий. Экологически чистые районы (территории)»  на базе накопленного опыта;
- Подготовить проекты федеральных законов: «Об экологическом контроле», «Об экологической сертификации и маркировке»; «Об экологической информации»;
- Внести изменения  в Налоговый кодекс РФ в части установления налоговых стимулов для организаций, производящих экологически чистую и безопасную продукцию, внедряющих наилучшие существующие технологии.

По материалам сайта международного экологического фонда http://www.ecochistyproduct.ru/


vote_count:  1
rating:  2.93

Возврат к списку



This text is replaced by the Flash movie.
Количество зарегистрированных пользователей 14287     Сейчас на сайте 1
Политика безопасности